Тень времени, согретая солнцем

Проект экспозиции части фриза избы. Поволжье, середина XIX в.
Тень времени, согретая солнцем
Музей архитектуры им.Щусева, Москва, Россия
Проект экспозиции части фриза избы. Поволжье, середина XIX в.
Поволжье внесло значительный вклад в деревянное зодчество Средней полосы России, прославившись «корабельной» глухой резьбой. К середине XIX века здесь сформировался уникальный тип крестьянской избы, сочетавший русские традиции, местные культурные влияния и приспособленность к континентальному климату. Для построек характерно сочетание техник: столбовой первый этаж с дощатым вторым. Бревна зачастую клались в «обло». Распространены были богатые «шестистенки» и «пятистенки», свидетельствовавшие о зажиточности крестьян, занимавшихся не только земледелием, но и бурлачеством, торговлей и ремёслами.
Фасад избы отличала асимметричная композиция с высоким крыльцом и группами небольших окон, обрамлённых наличниками с глухой резьбой. Ключевым декоративным элементом являлась «лобовая доска» (фриз), располагавшаяся под свесом кровли и выполнявшая защитную и декоративную функции. Декор лобовой доски, выполненный в технике глухой рельефной резьбы, создавал богатую игру света и тени. Орнамент включал геометрические мотивы (солярные знаки, ромбы), стилизованные растительные формы, а также изображения птиц-сирин и русалок«берегинь» с обережным значением. Композиция чаще всего была ленточной с акцентом в центре на сложном узоре или солярном знаке.
Этот декор был не просто украшением, а языком крестьянской культуры, выполнявшим обережную функцию, одновременно он служил маркером социального статуса, демонстрируя зажиточность и мастерство хозяина.
Как спроектировать выставку, оформление выставочного пространства, создание выставки под ключ, стоимость проекта выставки, дизайн музейных витрин, идеи для выставочного стенда, свет в выставочном зале, визуальный мерчандайзинг выставки, как привлечь посетителей на выставку, тренды музейного дизайна, зонирование выставочного пространства, экспозиция своими руками, создание иммерсивной выставки, подсветка для арт-объектов, макет выставки из картона, бюджетное оформление выставки, интерактивные элементы на выставке, лайфхаки для выставок, проектирование музейной среды, сторителлинг в экспозиции, как выбрать стенд для картин, ошибки при планировании выставки, смета на выставочный проект, 3D-визуализация выставки, передвижная выставка проект, креативные выставочные решения, навигация в музее, как работать с художником, от идеи до открытия выставки, эффектная презентация искусства
дом Обуховой (сер. XIX в.) из д. Ульянково Городецкого района Нижегородской области
В XIX веке Поволжье не являлось единой административной единицей, представляя собой обширный историко-географический регион, вытянутый вдоль течения реки Волги и объединявший земли нескольких губерний Российской империи. Условно регион делился на три части. Верхнее Поволжье включало губернии в верхнем течении реки, протекавшей через центральные районы России: Ярославскую, Костромскую, Нижегородскую — которую часто называли «столицей» Поволжья, — а также частично Тверскую, Владимирскую и Казанскую губернии. Среднее Поволжье, составлявшее ядро региона, отличалось наибольшим размахом реки и многонациональным составом населения; его территория охватывала ключевую Казанскую губернию, Симбирскую, Пензенскую и с середины века — Самарскую. Нижнее Поволжье, расположенное ближе к Каспийскому морю, находилось под сильным влиянием степных культур и включало Саратовскую и Астраханскую губернии, а также частично Область Войска Донского.
Как спроектировать выставку, оформление выставочного пространства, создание выставки под ключ, стоимость проекта выставки, дизайн музейных витрин, идеи для выставочного стенда, свет в выставочном зале, визуальный мерчандайзинг выставки, как привлечь посетителей на выставку, тренды музейного дизайна, зонирование выставочного пространства, экспозиция своими руками, создание иммерсивной выставки, подсветка для арт-объектов, макет выставки из картона, бюджетное оформление выставки, интерактивные элементы на выставке, лайфхаки для выставок, проектирование музейной среды, сторителлинг в экспозиции, как выбрать стенд для картин, ошибки при планировании выставки, смета на выставочный проект, 3D-визуализация выставки, передвижная выставка проект, креативные выставочные решения, навигация в музее, как работать с художником, от идеи до открытия выставки, эффектная презентация искусства
Карта Российской империи 1820 года Фрагмент региона Поволжье
Экспозиция представляет собой трехплановую пространственную композицию, где каждый элемент — это знак, сложенный в метафорическое высказывание о прошлом.

Фрагмент резного фриза крестьянской избы XIX века из Поволжьясвидетель ушедшей эпохи. Мы поместили этот подлинный артефакт в центр пространственной метафоры. Фриз подвешен так, чтобы мощный направленный свет отбрасывал его четкую тень на белую стену-призрак. Эта стена — наша реконструкция фасада крестьянского дома. Тень фрагмента ложится точно на местоположение фриза , словно зримая память, проступающая сквозь время. Эта «тень прошлого» — призрачный след, который оставляет культура предков.

Ключевым художественным приемом становится освещение. На фриз направлен теплый оранжевый свет, имитирующий первые лучи восходящего солнца. Этот свет не просто подсвечивает, а оживляет. Он скользит по граням древней резьбы, заставляя дерево «гореть» изнутри, наполняя его теплом и делая рельеф особенно ярким и осязаемым.
Ключевые образы:
  • Сруб в "обло" характерный для архитектуры Поволжья
  • Тень
  • Рассвет
Вся композиция выстроена как сценографическая декорация, где каждый план раскрывает свой слой смысла. Центром и сердцем этой композиции является размещенный на переднем плане подлинный фрагмент резного фриза крестьянской избы XIX века. Он ярко выделен мощным лучами теплого света, которые не просто выхватыват его из темноты, но и акцентируют — детали резьбы, текстура состаренного дерева проступают с живостью и осязаемостью. Этот артефакт, подсвеченный так, будто он освещен собственным внутренним светом, становится главным рассказчиком, молчаливым свидетелем ушедшей эпохи. Средний план – воссозданный фасад избы. Он выполнен в уменьшенном масштабе и лишен таких деталей, как окна и двери. Эта лаконичность превращает его в идею дома, его призрачный слепок. Белая стена становится экраном для проекции памяти. А падающая на нее «рассветная» тень от подлинного фриза создает ощущение пробуждения духа дома наутро после долгого забвения, чтобы явить себя миру. За границей этой стены-призрака, на дальнем плане, холодно поблескивает металлический фрагмент — силуэт Волги, точно скопированный с карты XIX века. Рассветный свет почти не касается его, подчеркивая вечную, неизменную и несколько отстраненную природу реки-свидетеля. У подножия стены размещены сухоцветы — традиционные обереги, напоминание о жизненных циклах природы.

Вся композиция — это размышление о памяти: яркой и ясной в своей основе, но размытой и призрачной в своих отголосках, согретой теплом воспоминания, но не способной вернуть утраченное.
дизайн выставочных пространств, проектирование выставок, экспозиционный дизайн, оформление выставки, выставочный стенд, музейная экспозиция, арт-пространство, временная экспозиция, сценография выставки
дизайн выставочных пространств, проектирование выставок, экспозиционный дизайн, оформление выставки, выставочный стенд, музейная экспозиция, арт-пространство, временная экспозиция, сценография выставки
Свяжитесь с нами:
chukis.arch@gmail.com
Made on
Tilda